По изменчивости информация бывает. Информация (Information) - это

Изменчивость - это способность организмов приобретать отличия от других особей своего вида. Бывает трех видов - мутации, комбинации и модификации.


МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это изменения ДНК клетки (изменение строения и количества хромосом). Возникают под действием ультрафиолета, радиации (рентгеновских лучей) и т.п. Передаются по наследству, служат материалом для (мутационный процесс - одна из ).



КОМБИНАТИВНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает при перекомбинации (перемешивании) генов отца и матери. Источники:
1) Кроссинговер при мейозе (гомологичные хромосомы тесно сближаются и меняются участками).
2) Независимое расхождение хромосом при мейозе.
3) Случайное слияние гамет при оплодотворении.


Пример: у цветка ночная красавица есть ген красного цвета лепестков А, и ген белого цвета а. Организм Аа имеет розовый цвет лепестков, этот признак возникает при сочетании (комбинации) красного и белого гена.


МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает под действием окружающей среды. По наследству не передаётся, потому что при модификациях меняется только фенотип (признак), а генотип не меняется.


Примеры:
1) Можно разрезать корень одуванчика на 2 части и посадить их в разные условия; вырастут разные на вид растения, хотя генотип у них одинаковый.
2) Если человек будет находится на солнце, то он загорит; если будет заниматься физкультурой, то увеличит свои мышцы.
3) При хорошем содержании куры увеличивают яйценоскость, коровы дают больше молока.


Модификационная изменчивость не безгранична, например, белый человек никогда не сможет загореть до состояния негра. Границы, внутри которых могут происходить модификационные изменения, называются «норма реакции» , они заложены в генотипе и передаются по наследству.

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) поворот участка хромосомы на 180 градусов
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения фенотипа в пределах нормы реакции признака
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) образуется под воздействием рентгеновских лучей
2) обладает направленной модификацией
3) изменяется в пределах нормы реакции
4) формируется в результате нарушения мейоза
5) возникает внезапно у отдельных особей

Ответ


3. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зависит от действия радиации
2) может проявиться при потере нескольких нуклеотидов
3) характеризуется появлением добавочной хромосомы
4) зависит от широты нормы реакции признака
5) определяется сочетанием гамет при оплодотворении

Ответ


4. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, характерны для мутационной изменчивости. Найдите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изменение признака в пределах нормы реакции
2) наследование аутосом
3) изменение числа хромосом в клетке
4) потеря участка хромосомы
5) полиплоидия

Ответ


5. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
2) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения последовательности нуклеотидов в структуре ДНК
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


6ф. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение числа хромосом в клетке
2) независимое расхождение хромосом в мейозе
3) конъюгация и кроссинговер при редукционном делении
4) потеря участка хромосомы
5) изменение последовательности триплетов в нуклеиновой кислоте

Ответ


Выберите три варианта. Мутации ведут к изменению
1) первичной структуры белка
2) этапов оплодотворения
3) генофонда популяции
4) нормы реакции признака
5) последовательности фаз митоза
6) полового состава популяции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособительное изменение того или иного признака в определенных генетических пределах называют
1) нормой реакции
2) соотносительной изменчивостью
3) мутацией
4) комбинативной изменчивостью

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Норма реакции признака
1) передается по наследству
2) зависит от окружающей среды
3) формируется в онтогенезе
4) зависит от количества хромосом

Ответ


1. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает: 1) комбинативная, 2) модификационная
А) появление зеленой окраски тела у эвглены на свету
Б) сочетание генов родителей
В) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей
Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании
Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1:1
Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией

Ответ


2. Установите соответствие между примерами и формами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры
Б) разница в весе у бычков одного отёла, содержащихся в разных условиях
В) появление морщинистых семян у гороха при скрещивании растений с гладкими семенами
Г) наличие листьев разной длины на одном растении
Д) рождение у здоровых родителей ребёнка-дальтоника

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости: 1) мутационная, 2) комбинативная
А) возникает при воздействии радиации
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе

Ответ


1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение при действии радиации
2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении

5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Ответ


2. Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания причин комбинативной изменчивости. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайная встреча гамет при оплодотворении
2) спирализация хромосом
3) репликация ДНК в интерфазе
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) независимое расхождение хромосом в мейозе

Ответ


3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в гамете
2) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
3) случайная встреча гамет при оплодотворении
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) адекватность фенотипических изменений условиям среды

Ответ


4. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание генов при образовании гамет
2) формирование генотипа при оплодотворении
3) появление у потомства сочетаний признаков, отсутствующих у родителей
4) изменение ДНК в митохондриях яйцеклетки
5) выпадение аминокислоты и изменение структуры белка

Ответ


5. Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание у потомства признаков обоих родителей
2) появление у здоровых родителей ребёнка, больного гемофилией
3) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
4) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
5) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

Ответ


1. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1. соматическая
2. ненаследственная
3. рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера
4. разная масса тела бычков одного приплода
5. мутационная
6. наследственная

Ответ



2. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) соматическая
2) наследственная
3) рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы
4) разные формы листовой пластинки у стрелолиста
5) мутационная
6) ненаследственная

Ответ



3. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) модификационная
2) генная
3) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от времени года
4) наследственная
5) комбинативная
6) хромосомная
7) рождение бескрылой особи дрозофилы у крылатых родительских организмов
8) ненаследственная

Ответ



Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) только генотипа
2) генотипа и фенотипа
3) мутационная
4) ненаследственная
5) фенотипическая
6) появление цветка с пятью лепестками у сирени
7) появление густого подшёрстка у лисицы зимой
8) рождение ребёнка с синдромом Дауна

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Причиной комбинативной изменчивости может быть
1) изменение генов при репликации ДНК
2) хромосомная мутация
3) матричный синтез ДНК
4) случайная встреча гамет при оплодотворении

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение яйценоскости кур в определенных пределах, зависящих от условий содержания, рациона кормления, – это проявление
1) мутационной изменчивости
2) адаптации
3) нормы реакции признака
4) саморегуляции

Ответ


Выберите два верных утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Форма наследственной изменчивости, обусловленная случайным сочетанием гамет, называется - комбинативная изменчивость.
2) Фенотипическая изменчивость связана с изменениями генотипа.
3) Наследственная изменчивость связана с изменениями генотипа.
4) Модификация – это спонтанно возникающее естественное или искусственно вызванное изменение генетического материала.

Ответ


Установите соответствие между признаками организмов и диапазонами их нормы реакции: 1) узкая норма реакции, 2) широкая норма реакции. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) масса тела крупного рогатого скота
Б) размер глазного яблока у человека
В) количество позвонков в шейном отделе позвоночника млекопитающих
Г) густота шерсти млекопитающих
Д) размер и форма цветка растений
Е) яйценоскость кур

Ответ


Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная, 3) мутационная. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) рождение праворукого ребенка у леворуких родителей
Б) изменение окраски шерсти у горностаевого кролика
В) образование зеленых гладких и желтых морщинистых семян у гороха
Г) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых родителей
Д) рождение гладкошерстного потомства у морских свинок с мохнатой шерстью
Е) появление цветка с пятью лепестками у сирени

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

История понятия

Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия :

по форме представления :

по назначению :

по значению :

  • Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.
  • Достоверная - информация, полученная без искажений.
  • Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
  • Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
  • Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

по истинности :

Значение термина в различных областях знания

Философия

Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация - свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация - это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Необходимые условия:

  1. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
  2. Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
  3. Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
  4. Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге - это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

Достаточное условие одно:

Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

С математической точки зрения информация - это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа - это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы ни выражали информацию - изменяется только базис, а не инвариант.

В информатике

Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога - геологическая, предпринимателя - коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

Системология

Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу:

  • запись - формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
  • хранение - стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
  • чтение (изучение) - взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.

Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями: I=S/F, где: I - информация; S - системность мироздания; F - функциональная связь; M - материя; v - (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R - пространство; T - Время.

В физике

Объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменом энергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта всегда приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление вне зависимости от того, как, какие именно состояния и каких именно объектов изменились, может рассматриваться как передача сигнала от одного объекта другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала называется регистрацией сигнала.

Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

Одно и то же сообщение (сигнал) разными системами интерпретируется по-своему. Например, последовательно длинный и два коротких звуковых (а тем более в символьном кодировании -..) сигнала в терминологии азбуки Морзе - это буква Д (или D), в терминологии БИОС от фирмы AWARD - неисправность видеокарты.

В математике

В математике теория информации (математическая теория связи) - раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Основные разделы теории информации - кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Математика является больше чем научной дисциплиной. Она создает единый язык всей Науки.

Предметом исследований математики являются абстрактные объекты: число, функция, вектор, множество, и другие. При этом большинство из них вводится акcиоматически (аксиома), то есть без всякой связи с другими понятиями и без какого-либо определения.

Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах - собственная информация и взаимная информация, относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами - случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире - как свойство материальных объектов.

Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информации Клод Шеннон. Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию. Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки.

«Поиск путей применения теории информации в других областях науки не сводится к тривиальному переносу терминов из одной области науки в другую. Этот поиск осуществляется в длительном процессе выдвижения новых гипотез и их экспериментальной проверке.» К. Шеннон.

В юриспруденции

Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

В теории управления

В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так:

"Информация - это не материя и не энергия, информация - это информация". Но основное определение информации, которое он дал в нескольких своих книгах, следующее: информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств .

- Н. Винер Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество

Эта мысль Винера дает прямое указание на объективность информации, то есть её существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека.

Объективную информацию современная кибернетика определяет как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре.

Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут находиться в различных состояниях, но состояние каждого из них определяется состояниями других объектов системы. В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код, или код источника. Таким образом, каждая материальная система является источником информации.

Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. (см. там же) Информация - это характеристика объекта.

Дезинформация

Дезинформацией (также дезинформированием) называется один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна - оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель - это действие, которое будет предпринято.

Другие контрольные работы по предмету Компьютеры, программирование

1. Задание {{ 1 }} 1 Тема 1-0-0

Информатика наиболее полно и точно - это наука, изучающая

ЭВМ и сети ЭВМ

R структуру и свойства информации

программирование

работу с компьютером

Задание {{ 2 }} 2 Тема 1-0-0

Наиболее полно предмет информатики определяется

информационными технологиями и Интернет

R информационными ресурсами и информационными системами

базами данных и системами управления базами данных

программами и программными системами

Задание {{ 3 }} 3 Тема 1-0-0

Информатика - это, в первую очередь,

R междисциплинарная наука

раздел математики

раздел электроники

техническая наука

Задание {{ 4 }} 4 Тема 1-0-0

Информатика имеет три основные ветви

e-mail, ftp, telnet

hardware, software, techware

hardware, software, netware

R brainware, hardware, software

5. Задание {{ 5 }} 5 Тема 1-0-0

Информационные процессы изучались и использовались в обществе с

R древнейших времен

начала 19-го века

с начала 20-го века

с середины 20-го века

Задание {{ 6 }} 6 Тема 1-0-0

Информационный кризис стал наблюдаться в обществе с

начала 19-го века

R конца 19-го века

начала 20-го века

конца 20-го века

Задание {{ 7 }} 7 Тема 1-0-0

В основные функции информатики, как науки и технологии, входит

R разработка методов исследования информационных процессов

R построение технологий применения (актуализации) знаний.

R укрепление междисциплинарных связей.

новое мышление

Задание {{ 8 }} 8 Тема 1-0-0

Термин информатика образован соединением слов

информация и математика

R информация и автоматика

информация и энергетика

информация и электроника

Задание {{ 9 }} 9 Тема 1-0-0

К появлению информатики прямого (непосредственного) отношения не имеет

теория вычислимых функций

теория алгорифмов

разработка электронных ламп

R ядерный синтез

Задание {{ 10 }} 10 Тема 1-0-0

Явление информационный взрыв в обществе характерно

R порядковым, экспоненциальным (в разы) ростом объёма информации

прямо пропорциональным (на столько-то) ростом объема информации

периодическим (синусоидальным) изменением объема информации

обратно пропорциональным изменением по времени объема информации

Тема 2. Информация

Задание {{ 11 }} 11 Тема 2-0-0

Независимо от рассматриваемой предметной области, информация бывает

R входная, выходная, внутренняя

входная, выходная, научная

массовая, личная, закрытая

Задание {{ 12 }} 12 Тема 2-0-0

По отношению к результату исследования системы, информация бывает

исходная, постоянная, результирующая

исходная, внутренняя, выходная

закрытая, открытая, смешанная

R исходная, промежуточная, результирующая

Задание {{ 13 }} 13 Тема 2-0-0

Правильно утверждение:

2,5 Кб = 2500 байт

5000 байт = 5 Кб

R 5120 Кб = 5 Мб

0,1024 Кб = 1 байт

Задание {{ 14 }} 14 Тема 2-0-0

Неправильно утверждение:

2 Кб = 2048 байт

5000 байт < 5 Кб

0,125 Мб = 128 Кб

R 5000 Кб > 5 Мб

Задание {{ 15 }} 15 Тема 2-0-0

Уравнение вида 1 (Килобайт) = 102 х (байт) + 4 (байт) имеет решение:

Задание {{ 16 }} 16 Тема 2-0-0

Информация по изменчивости бывает:

R постоянная, переменная.

постоянная, полная

определенная, неопределенная

структурная, полная

Задание {{ 17 }} 17 Тема 2-0-0

Наибольшее количество свойств информации перечислено в списке

полнота, массовость, статичность

R полнота, массовость, достоверность

реальность, ценность, краткость

полнота, адекватность, закрытость

Задание {{ 18 }} 18 Тема 2-0-0

Правильно утверждение:

25 Мб = 2500000 байт

5024 байт = 5 Кб

0,25 Кбайт = 246 байт

R 2 Кб = 2048 байт

Задание {{ 19 }} 19 Тема 2-0-0

Неправильно утверждение:

2 Кб > 2000 байт

5000 байт < 5,5 Кб

2048 байт > 10000 бит

R 1,5 Кб > 0,2 Мб

Задание {{ 20 }} 20 Тема 2-0-0

Уравнение вида 2 (Мегабайт) = 10 х (байт)+ 48 (байт) имеет решение:

Задание {{ 21 }} 21 Тема 2-0-0

В 5 килобайтах:

Задание {{ 22 }} 22 Тема 2-0-0

В 5 Мегабайтах килобайт:

Задание {{ 23 }} 23 Тема 2-0-0

В 4 Килобайтах всего бит:

Задание {{ 24 }} 24 Тема 2-0-0

В 1 Гигабайте:

148576 Мегабайт

1024 Килобайт

R 1048576 Килобайт

3251234230 бит.

Задание {{ 25 }} 25 Тема 2-0-0

Сообщения в 32**(x+5) Килобайт и 256**x Мегабайт будут равны лишь при x равном:

Задание {{ 26 }} 26 Тема 2-0-0

В списке равенств: 1 байт = 8 битов; 1 К = 2**13 бит; 1 М = 2**23 байт; 1 Г = 2**30 байт; 1 Г = 2**20 М; 1 К = 2**10 байт; М= 2**50 бит тождеств всего:

Задание {{ 27 }} 27 Тема 2-0-0

R 2 Гигабайт = 2000000 Килобайт

5 Килобайт > 5000 байт

100 Мегабайт < 0,1 Гигабайт

56 бит > 6 байт

Задание {{ 28 }} 28 Тема 2-0-0

Уравнение 1 Килобайт = 102х (байт) + 4 (байта) имеет решение

Задание {{ 29 }} 29 Тема 2-0-0

Информация обладает свойством

R полноты

абсолютности

всеобщности

статичности

Задание {{ 30 }} 30 Тема 2-0-0

Гигабайт меньше, чем

10000 Мегабайт

1000000 Килобайт

R 10000000000 байт

8000000000 бит

Задание {{ 31 }} 31 Тема 2-0-0

Сообщение в 128**(x-3) Килобайт равно сообщению в 64**x Гигабайт только при x равном:

Задание {{ 32 }} 32 Тема 2-0-0

К эмпирическим методам не относится метод:

R индукции

измерения

cравнения

наблюдения

Задание {{ 33 }} 33 Тема 2-0-0

Независимо от предметной области, информация бывает:

R входная, выходная, внутренняя (внутрисистемная)

входная - выходная, сетевая, научная

научно - техническая, бытовая, результирующая

входная, выходная, результирующая

Задание {{ 34 }} 34 Тема 2-0-0

К теоретическим методам не относится метод:

формализации

аксиоматизации

идеализации

R анализа

Задание {{ 35 }} 35 Тема 2-0-0

К теоретическим методам относится метод:

R формализации.

дедукции.

Задание {{ 36 }} 36 Тема 2-0-0

По отношению к результату, информация бывает:

исходная, постоянная, результирующая.

исходная, переменная, результирующая.

исходная, внутренняя, выходная.

R исходная, промежуточная, результирующая.

Задание {{ 37 }} 37 Тема 2-0-0

По изменчивости информация бывает:

R постоянная, переменная, постоянно-переменная (смешанная).

постоянная, переменная, полная.

постоянная, переменная, динамическая.

постоянная, структурная, полная.

Задание {{ 38 }} 38 Тема 2-0-0

К эмпирическим методам относится метод:

индукция.

R измерение.

эвристический.

абстрагирование.

Задание {{ 39 }} 39 Тема 2-0-0

R семантичность, массовость, открытость.

достоверность, устойчивость, ценность.

полнота, сжимаемость, закрытость.

полнота, массовость, ценность.

Задание {{ 40 }} 40 Тема 2-0-0

Наименьшее количество свойств информации перечислено в списке:

полнота, семантичность, открытость, массовость, относительность;

полнота, массовость, достоверность, устойчивость, ценность;

R свежесть, закрытость, модульность, стоимость, адекват

Информация (information)- это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой.

При этом, очевидно, то, что для одних является данными, для других вполне может быть информацией. Но всегда можно точно сказать, что нужно предпринять для того, чтобы те или иные данные стали информативными для наибольшей аудитории: их нужно снабдить смысловым содержанием. Чем более полным будет это содержание, тем более информативной будет соответствующее сообщение.Информация (в системе, о системе) по отношению к окружающей среде (окружению) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.

Входная информация - та, которую система воспринимает от окружающей среды. Такого рода информация называется входной информацией (по отношению к системе).

Выходная информация (по отношению к окружающей среде) - та, которую система выдает в окружающую среду.

Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к данной системе) - та, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы, актуализируется лишь подсистемами системы.

Информация по отношению к конечному результату проблемы бывает:

  • исходная (на стадии начала использования актуализации этой информации);
  • промежуточная (на стадии от начала до завершения актуализации информации);
  • результирующая (после использования этой информации, завершения ее актуализации).

Информация (по ее изменчивости при актуализации) бывает:

  • постоянная (не изменяемая никогда при ее актуализации);
  • переменная (изменяемая при актуализации);
  • смешанная - условно-постоянная (или условно-переменная).
  • Возможна также классификация информации и по другим признакам:
  • по стадии использования (первичная, вторичная);
  • по полноте (избыточная, достаточная, недостаточная);
  • по отношению к цели системы (синтаксическая, семантическая, прагматическая);
  • по отношению к элементам системы (статическая, динамическая);
  • по отношению к структуре системы (структурная, относительная);
  • по отношению к управлению системой (управляющая, советующая, преобразующая);
  • по отношению к территории (федеральная, региональная, местная, относящая к юридическому лицу, относящаяся к физическому лицу);
  • по доступности (открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная);
  • по предметной области, по характеру использования (статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая и т.д., смешанная) и другие.

Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п..

Основные свойства информации (и сообщений):

  • полнота (содержит все необходимое для понимания информации);
  • актуальность (необходимость) и значимость (сведений);
  • ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора);
  • адекватность, точность, корректность интерпретации, приема и передачи;
  • интерпретируемость и понятность интерпретатору информации;
  • достоверность (отображаемого сообщениям);
  • избирательность;
  • адресность;
  • конфиденциальность;
  • информативность и значимость (отображаемых сообщений);
  • массовость (применимость ко всем проявлениям);
  • кодируемость и экономичность (кодирования, актуализации сообщений);
  • сжимаемость и компактность;
  • защищенность и помехоустойчивость;
  • доступность (интерпретатору, приемнику);
  • ценность (предполагает достаточный уровень потребителя).

Пример информации : 812 рублей, 930 рублей, 944 рубля. Более информативное сообщение : 812 рублей, 930 рублей, 944 рубля - цены на бальзам после бритья. Ещё более информативное : 812 рублей, 930 рублей, 944 рубля - цены на бальзам после бритья "Dune", 100 мл. в Москве.


Информация - это некоторая последовательность сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы, регистрируемы) с помощью некоторых знаков символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного типа.

Информация - это данные, рассматриваемые с учетом некоторой их семантической сущности.

В итоге мы имеем следующую простую формулу:

информация = данные + смысл

Методы получения и использования информации можно разделить на три группы, иногда разграничиваемые лишь условно:

  1. эмпирические методы или методы получения эмпирической информации (эмпирических данных);
  2. теоретические методы или методы получения теоретической информации (построения теорий);
  3. эмпирико-теоретические методы (смешанные, полуэмпирические) или методы получения эмпирико-теоретической информации.

Охарактеризуем кратко эмпирические методы:

  1. Наблюдение - сбор первичной информации или эмпирических утверждений о системе (в системе).
  2. Сравнение - установление общего и различного в исследуемой системе или системах.
  3. Измерение - поиск, формулирование эмпирических фактов.
  4. Эксперимент - целенаправленное преобразование исследуемой системы (систем) для выявления ее (их) свойств.

Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются и такие формы как опрос, интервью, тестирование и другие. Охарактеризуем кратко эмпирико-теоретические методы.

  1. Абстрагирование - установление общих свойств и сторон объекта (или объектов), замещение объекта или системы ее моделью. Абстракция в математике понимается в двух смыслах: а) абстракция, абстрагирование - метод исследования некоторых явлений, объектов, позволяющий как выделить основные, наиболее важные для исследования свойства, стороны исследуемого объекта или явления, так и игнорировать несущественные и второстепенные; б) абстракция - описание, представление объекта (явления), получаемое с помощью метода абстрагирования; особо важно в информатике такое понятие как абстракция потенциальной осуществимости, которое позволяет нам исследовать конструктивно объекты, системы с потенциальной осуществимостью (т.е. они могли бы быть осуществимы, если бы не было ограничений по ресурсам); используются и абстракция актуальной бесконечности (существования бесконечных, неконструктивных множеств, систем и процессов), а также абстракция отождествления (возможности отождествления любых двух одинаковых букв, символов любого алфавита, объектов, независимо от места их появления в словах, конструкциях, хотя их информационная ценность при этом может быть различна).
  2. Анализ - разъединение системы на подсистемы с целью выявления их взаимосвязей.
  3. Декомпозиция - разъединение системы на подсистемы с сохранением их взаимосвязей с окружением.
  4. Синтез - соединение подсистем в систему с целью выявления их взаимосвязей.
  5. Композиция - соединение подсистем в систему с сохранением их взаимосвязей с окружением.
  6. Индукция - получение знания о системе по знаниям о подсистемах; индуктивное мышление: распознавание эффективных решений, ситуаций и затем проблем, которые оно может разрешать.
  7. Дедукция - получение знания о подсистемах по знаниям о системе; дедуктивное мышление: определение проблемы и затем поиск ситуации, его разрешающей.
  8. Эвристики, использование эвристических процедур - получение знания о системе по знаниям о подсистемах системы и наблюдениям, опыту.
  9. Моделирование (простое моделирование) и/или использование приборов - получение знания об объекте с помощью модели и/или приборов; моделирование основывается на возможности выделять, описывать и изучать наиболее важные факторы и игнорировать при формальном рассмотрении второстепенные.
  10. Исторический метод - поиск знаний о системе путем использования ее предыстории, реально существовавшей или же мыслимой, возможной (виртуальной).
  11. Логический метод - метод поиска знаний о системе путем воспроизведения ее некоторых подсистем, связей или элементов в мышлении, в сознании.
  12. Макетирование - получение информации по макету объекта или системы, т.е. с помощью представления структурных, функциональных, организационных и технологических подсистем в упрощенном виде, сохраняющем информацию, которая необходима для понимания взаимодействий и связей этих подсистем.
  13. Актуализация - получение информации с помощью активизации, инициализации смысла, т.е. переводом из статического (неактуального) состояния в динамическое (актуальное) состояние; при этом все необходимые связи и отношения (открытой) системы с внешней средой должны быть учтены (именно они актуализируют систему).
  14. Визуализация - получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний актуализированной системы; визуализация предполагает возможность выполнения в системе операции типа "передвинуть", "повернуть", "укрупнить", "уменьшить", "удалить", "добавить" и т.д. (как по отношению к отдельным элементам, так и к подсистемам системы). Это метод визуального восприятия информации.

Кроме указанных классических форм реализации теоретико-эмпирических методов, в последнее время часто используются и такие формы как мониторинг (система наблюдений и анализа состояний системы), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание), верификация (сопоставление с опытом и заключение об обучении) и другие формы.

Охарактеризуем кратко теоретические методы.

  1. Восхождение от абстрактного к конкретному - получение знаний о системе на основе знаний о ее абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении.
  2. Идеализация - получение знаний о системе или о ее подсистемах путем мысленного конструирования, представления в мышлении систем и/или подсистем, не существующих в действительности.
  3. Формализация - получение знаний о системе с помощью знаков или же формул, т.е. языков искусственного происхождения, например, языка математики (или математическое, формальное описание, представление).
  4. Аксиоматизация - получение знаний о системе или процессе с помощью некоторых, специально для этого сформулированных аксиом и правил вывода из этой системы аксиом.
  5. Виртуализация - получение знаний о системе созданием особой среды, обстановки, ситуации (в которую помещается исследуемая система и/или ее исследующий субъект), которую реально, без этой среды, невозможно реализовать и получить соответствующие знания.

Общая Характеристика информационных процессов

Понятие информации, ее свойства И измерение.

1.1. Основные подходы к определœению понятия “информация”

Термин "информация" происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация наряду с веществом и энергией является одной из базовых сущностей мира, обязательным атрибутом, присущим каждому объекту, явлению и процессу. Несмотря на широкое распространение термина «информация» во всœех сферах человеческой деятельности, это понятие, является одним из самых дискуссионных в науке. К настоящему времени уже дан целый ряд его смысловых определœений, которые продолжают уточнять. Рассмотрим наиболее известные.

Информация – раскрытая неопределœенность наших знаний о чем-то. (Клод Шеннон)

Информация - ϶ᴛᴏ обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств (Норберт Винœер).

В различных научных дисциплинах под информацией понимают:

В технике - сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;

В кибернетике - сообщения, полученные системой от внешнего мира, которые используются для ориентирования, активного действия, управления, ᴛ.ᴇ. в целях сохранения, совершенствования и развития системы;

В термодинамике – отрицание энтропии, отражение меры хаоса в системе.

В теории информации – связи и отношения, устраняющие неопределённость в системе;

В теории вероятностей – вероятность выбора в системе;

В физиологии и биокибернетике – отражение и передача разнообразия в системе;

В философии – отражение материи, атрибут сознания, “интеллектуальности” системы.

В обиходе информацией называют любые новые сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, которые: 1) представляют интерес для человека, системы или специального устройства и 2) воспринимаются ими. "Информировать" в этом смысле означает сообщать нечто новое, неизвестное раньше. Информацию, предназначенную для человека, также кратко можно назвать знанием.

1.2. Объект и субъект, виды информации. Информационные каналы, процессы, системы, ресурсы и технологии

Объектом информации называют ее источник, ᴛ.ᴇ. изучаемый предмет, явление или процесс, являющийся потенциальным носителœем некоторых сведений.

К примеру, объектом информации может быть космическое тело, гравитация как физическое явление, процесс формирования облаков в земной атмосфере, муравей, песчинка, молекула заданного вещества, электромагнитное взаимодействие тел и т.д. С возрастанием уровня детализации информации общее ее количество об объекте быстро возрастает.

Под субъектом (адресатом) информации понимают объект, воспринимающий ее, к примеру, какой-либо человек, организация (общественная или государственная), сообщество живых существ (колония птиц, муравьев) либо программный или автоматический объект (интерпретатор).

Информация по отношению к своему адресату (человеку, системе, интерпретатору) бывает трех типов: входная; выходная; внутренняя.

Входной называют информацию, которую рассматриваемая система воспринимает от окружающей среды. Выходной называют информацию, которую сама система выдает в окружающую среду. Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к данной системе) – информация, которая хранится, перерабатывается и используется только внутри системы.

Внутренние состояния и структура системы влияют определяющим образом на ее взаимоотношения с окружающей средой – внутрисистемная информация влияет на входную и выходную, а также на изменение самой внутрисистемной информации.

Информационными каналами называют органы живых существ, через которые они принимают входную информацию (внутренние каналы) и выдают выходную (выходные каналы), а также построенные на их основе групповые способы передачи информации, к примеру, беседа, газета͵ телœепередача, собрание участников акционерного общества.

Внутренними информационными каналами человека являются его органы чувств, обеспечивающие: 1) зрение, 2) слух, 3) обоняние, 4) вкус, 5) осязание. Каналы перечислены в порядке убывания количества входной информации, получаемой через них. При этом у человека, как и других в живых существ, при повреждении или отсутствии возможности использования какого-либо канала (к примеру, в полной темноте зрение оказывается бесполезным) его функции могут частично брать на себя другие каналы – органы чувств.

Основными по форме представления и способу ее восприятия человеком практически используемыми видами информации являются:

1) символьная, 2)текстовая, 3) графическая, 4) звуковая.

Символьная информация представляет собой обозначения в виде некоторых специальных знаков, называемых символами. К примеру, знаки дорожного движения, маркировка промышленных из­делий и др.

Текстовая – частный случай символьной информации, при которой знаки представляют собой буквы алфавита некоторого языка, а слитные записи (слова) обозначают некоторые материальные или идеальные объекты. Языки, при помощи которых представляют текстовую информацию, подразделяют на:

естественные , которыми пользуются для общения люди (к примеру, русский, английский), а также на

формальные , имеющие специальное назначение, к примеру, алгоритмические языки, необходимые для написания инструкций для работы ЭВМ, язык математики, предназначенный для записи ее формул, ноты – язык музыки, на котором предписываются действия музыканта͵ играющего на музыкальном инструменте и т.д.

В графической информации смысловую нагрузку несут рисунки, чертежи, графики, схемы, диаграммы и другие изображения. Данная информация часто сочетается с текстовой.

Звуковая информация передается при помощи звуков – колебаний воздушной среды, имеющих различную частоту, амплитуду (размах) и продолжительность.

Для всœех перечисленных базовых видов информации разработаны способы их кодирования, ᴛ.ᴇ. представления в той или иной символьной форме.

Информацию, не представимую в формализованной символьной форме, называют образной . Это – вкусы, запахи, сложные либо инстинктивные ощущения, не находящие словесного выраже­ния, картины природы и т.д. Данная составляющая всœегда в той или иной мере присутствует в исходной входной информации, которую чело­век воспринимает из внешней среды.

Носители (материальные средства, используемые для хранения и переработки информации) подразделяют на:

· бумажные – документы; сохраняемые в виде книг, атласов и другой печатной продукции,

· электронные – устройства для хранения электронной памяти (дискеты, диски, флэш-карты и т.д.),

· материальные – отличные от бумажных объекты внешнего мира с нанесенной на них рельефной, графической и (или) текстовой информацией (памятники, дорожные указатели, транспаранты и т.д.).

Информация по отношению к конечному результату при решении конкретных задач бывает:

1) исходная; 2) промежуточная; 3) результирующая.

Пример 1. При определœении площади трапеции исходной информацией являются величины оснований и высота трапеции, результирующей информацией – величина искомой площади, в качестве промежуточной информации используют полусумму оснований.

Информация по изменчивости (временной или пространственной) бывает: 1) постоянная (не изменяемая); 2)переменная (изменяемая); 3) смешанная – условно-постоянная (или условно-переменная).

Пример 2. В известной физической задаче определœения дальности полёта снаряда артиллерийского орудия информация об угле наклона орудия может быть переменной, информация о начальной скорости вылета снаряда – постоянной, а информация о координатах цели (точности прицеливания) – условно-постоянной.

Возможна также классификация информации и по другим признакам:

По стадии использования (первичная, вторичная);

По полноте (избыточная, достаточная, недостаточная);

По отношению к цели системы (синтаксическая, семантическая, прагматическая);

По отношению к элементам системы (статическая, динамическая);

По отношению к территории (федеральная, региональная, местная, смешанная и т.д.);

По доступу (открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная, смешанная);

По предметной области, по характеру использования (статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая и т.д., смешанная) и другие.

Информация в философском аспекте бывает: мировоззренческая; эстетическая; религиозная; научная; бытовая; техническая; экономическая; технологическая.

Информационными процессами называют хранение, передачу и обработку информации.

Примерами практической реализации процесса хранения информации являются:

Библиотеки, в которых текстовая информация содержится в бумажном виде в книгах,

Хранение данных, закодированных специальным образом, в памяти компьютера,

Запись электронной информации на диски, флэш-карты:

Сохранение изображений на фотографиях,

Внесение записей в записной книжке (еженедельнике),

Установка памятника некоторому событию либо человеку,

Нанесение животными пахучих меток для обозначения своего присутствия либо отметки для повторного посœещения.

Примеры передачи информации:

Пересылка бумажного письма по обычной почте,

Передача фотоснимков между людьми,

Чтение книги учеником,

Передача информации при помощи жестов, танца.

Под обработкой понимают изменение формы представления информации либо выполнение на основании ее использования каких-либо действий.

Примеры обработки информации:

Перевод книги с русского языка на немецкий,

Кодирование букв русского алфавита словами, состоящими из 0 и 1,

Перевод информации из одного электронного формата представления в другой,

Расчет площади треугольника по величинœе его основания и высоты,

Построение карты местности по изображениям, полученным со спутников.

Информатика наука, изучающая структуру и общие свойства информации, закономерности её создания, хранения, преобразования, передачи и использования с помощью вычислительных устройств в различных сферах человеческой деятельности.

Термин "информатика" образован соединœением слов "информация" и "автоматика".

Стремление сохранять, передавать и развивать полезную информацию (знания) - одна из базовых черт всœех цивилизаций. Чем выше уровень развития общества, тем больший объем информации необходим каждому его члену и всœему обществу целом. Для хранения и передачи ее человечество выработало такие специальные умения и технические средства, как речь, письменность, книгопечатание, телœефон, радио, кино, телœевидение.Хранимая и предназначенная для передачи информация имеет вид отдельных законченных фрагментов, называемых информационными ресурсами. К примеру:статьи, документы, книги, кинофильмы, аудиозаписи и др.

Информационная система - ϶ᴛᴏ организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов, ресурсов) и инфраструктуры, обеспечивающей работу с ними. Примерами информационных систем являются библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.