Обводный канал: история и мифы. Обводный канал Церковь Воскресения Христова

Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров . Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал - строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже - доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849-1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал – достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма – метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник - здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше – Балтийский вокзал - строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними - захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Обводный канал в Санкт-Петербурге с самого начала строительства, всегда был местом загадочным и пугающим. На его берегах находятся три сумасшедших дома, три Дома Культуры, духовная академия, несколько пивных и два вокзала, а так же, мрачного вида строения с проходными дворами и темными закоулками. Пройдя этими дворами, напоминающими лабиринты, (где даже в солнечный день царит полумрак) можно оказаться в 1,5-2-х км. от Обводного канала…

Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов. Крепостных стен в XVIII веке уже не возводили, но отмечать границу городов хоть чем-то все еще было принято. В таможенных и пограничных целях в столице решили вырыть широкий ров…

Плохая земля

По тем временам строительство пошло бойко, и за десять лет ров довели до современного Лиговского проспекта (тогда он тоже был каналом). Там работы застопорились. Рабочие стали гибнуть сотнями и разбегаться.

Чиновники попытались выяснить, в чем дело, но расследование быстро зашло в тупик. Говорили, что рабочих сманивают в леса карелы. Этот народ жил в дельте Невы задолго до прихода русских и шведов, но когда Петр построил Петербург, карелы предпочли держаться подальше.

Во время строительства Обводного рва карелы стали выходить из леса и о чем-то беседовать с русскими. Те после разговоров бросали все и уходили на болота. Одного карела удалось схватить. Но даже после допроса с пристрастием от него добились лишь невнятного бормотания: «Плохая земля, нельзя копать». По этой или другой причине, но строительство забросили.

Бунт

Вернулись к проекту в царствование Александра I. В 1805 году началось грандиозное строительство. Ров расширили и назвали Обводным каналом. Там, где он пересекал важные дороги, построили мосты и развязки. Инженерные решения были для начала XIX века самыми современными.

Канал теперь соединял Неву и Финский залив в обход города. Он был и границей Петербурга, и транспортной артерией, и, по замыслу инженеров, предохранительным клапаном на случай наводнения.

К 1833 году опять вышла заминка. Рабочие наотрез отказывались копать в месте впадения в Обводный канал речки Волковки, твердя в один голос о «нехорошем месте». На престоле уже сидел Николай I, в царствование которого с простонародьем не церемонились. Так что чиновники просто нагнали роту солдат, которая заставила людей работать, а зачинщиков бунта повесили.

Первая кровь

К началу XX века Петербург перешагнул далеко через Обводный канал. По его берегам понастроили заводов и рабочих кварталов. Соответственно, появились склады, кабаки, трущобы. Эти же места облюбовали всякие темные личности. Дня не проходило без грабежа, пьяной драки или убийства.

Но история, произошедшая весной 1913 года, заставила содрогнуться даже петербургские трущобы. В мае грузчики с одной из барж выловили у Боровского моста небольшой сверток. Там находился мужской торс. Завернут он был в сатиновую юбку в горошек. Дно Обводного канала осмотрели водолазы, но безрезультатно. Ничего не дали ни осмотр барж, ни прочесывание притонов, ни опрос дворников…


18 июня мелкий чиновник порта выловил из Морского канала другой сверток - там были конечности и голова мужчины. Они подходили «бесхозному» туловищу. По счастью, лицо хорошо сохранилось, так что полиция сделала сотни снимков и распространила их.

Не прошло и недели, как объявилась Альбина Ягелло, опознавшая в убитом своего мужа Франца. Он был мелким торговцем, промышлял у Обводного канала. Проживала семья на Лиговке. Последний раз Альбина видела мужа, когда тот собирался в чайную…

Вдова, как и положено, рыдала, но полицейских что-то насторожило. Обыск на квартире ничего не дал, однако во время очередного допроса Альбина неожиданно созналась, что убила супруга вместе со своей подругой карелкой Ириной Кузьминой. Франц, по словам убийц, ежедневно избивал жену, что и стало причиной мести.

Женщины опоили мужика, задушили, тело разрубили и в два приема сбросили в канал. Альбина утверждала, что на преступление ее как будто все время кто-то подталкивал. Полицейские решили, что Альбина пыталась сказаться невменяемой…

Загадочная эпидемия

В начале 1923 года вдоль Обводного канала строили теплотрассу. Углубившись в грунт, рабочие наткнулись на странные гранитные плиты. Они были испещрены непонятными рунами, а под ними лежали человеческие кости. К месту находки прибыл археолог Гвоздницкий. Он тут же заявил, что это ценнейший памятник, не имеющий аналогов в мире. X век - не позже.

Однако хозяйственники не разделяли восторгов историка. Никто не стал останавливать работы, а протесты Гвоздницкого назвали попыткой саботажа. Ломовые извозчики вывезли плиты на Лиговку, где распилили их на поребрики. Кости отправились на свалку.


Однако весной 1923 года на Обводном началась настоящая эпидемия самоубийств. Люди, решившие свести счеты с жизнью, как будто не могли найти другого места в огромном городе, кроме отрезка канала от Боровского моста до устья Волковки. Милиция даже вынуждена была выставить по берегам канала патрули. Один из постовых, кстати, тоже пропал. Пик непонятного явления пришелся на осень, а всего таким образом в течение года утопились 89 человек.

Глубина Обводного тогда еще достигала 3-5 метров, но кое-где канал начал мелеть. На такую мель и угодил один самоубийца. Это был видный большевик Мясопатамский, член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с Лениным. Он среди бела дня сиганул с моста и сидел на мелководье, пока его не вытащили.

Естественно, Мясопатамского отправили к психиатрам - кремням-партийцам в здравом уме сводить счеты с жизнью
было не к лицу. Большевик рассказал доктору Ефимсону, что угодил в воду не сам, а был как будто утянут за перила моста, когда остановился покурить.

Эпидемия прекратилась, как по волшебству, в 1924 году. Но в 1933-м советские граждане вновь принялись топиться на том же самом участке Обводного. Несмотря на круглосуточное дежурство сотрудников 28-го отдела милиции, зарегистрированных утопленников набралось 107. Самоубийства вновь прекратились, когда закончился календарный год.

Неизвестно, что там еще рассказал Мясопатамский Ефимсону, но последний потерял покой и сон. Он буквально осаждал Смольный и гонялся за выжившими «прыгунами в воду». Городские власти, однако, посчитали психиатра шизофреником и отправили с глаз долой в одну из черноморских здравниц.


В 1943 году во время блокады Ленинграда милиции было не до случаев самоубийства, но через десять лет история повторилась. Ефимсон по-прежнему старался переговорить с каждым, кого удалось выловить в Обводном живым, но власти больше не беспокоил. Каждые десять лет все к тому же участку канала стекались самоубийцы.

Последний всплеск странной эпидемии психиатр-энтузиаст наблюдал в 1973-м, а годом позже он скончался. Рекордным стал 1993 год - 303 попытки самоубийства оказались успешными. Соответствующая статистика за 2003-й пока засекречена.

Проклятие шамана

Однако кое-что Ефимсон раскопать успел. Он смог в свое время разыскать Гвоздницкого и расспросить его о странных плитах, найденных в 1923-м. Археолог признался, что изначально ошибся в датировке, и находка относилась к XIV веку. У него оставались зарисовки странных рун и схема расположения плит. Вот только перевести надписи не представлялось возможным - это была дикая смесь древнееврейского и латыни.

Одна из средневековых шведских хроник гласит, что в 1300 году у слияния Невы и Охты скандинавами была основана крепость Ландскрона. В 1303 году маршал Торкель начал войну с карелами, не желающими принимать христианство. В устье Волковки шведы обнаружили языческое капище, где местные шаманы совершали человеческие жертвоприношения.

Рыцари принялись крушить языческие святыни, и в разгар погрома из леса появился карельский шаман. Он проклял и захватчиков, и само капище, и все окрестные земли. Солдаты убили его и бросили тело в глубокую яму. С тех пор гарнизон Ландскроны не знал покоя: болезни, странные смерти и таинственные исчезновения людей преследовали шведов.


Крепость Ландскрона у слияния Невы и Охты

Через десять лет Торкель приказал найти местного колдуна, который сможет снять заклятие. Язычник велел привезти к месту разрушенного капища гранитные плиты, вырезал на них непонятные знаки и потребовал человеческих жертв.

Христианские завоеватели испытывали такой ужас от давнего заклятия, что согласились. Колдун самолично умертвил пятерых пойманных карелок, их трупы бросил в яму, где покоились останки шамана, а сверху в особом порядке расположили гранитные плиты.
Шведов строго предупредили, что нарушать могилу нельзя - иначе дух шамана вырвется наружу и каждый третий год каждого десятилетия будет собирать кровавую жатву.

У карельских колдунов считается самым страшным умереть, не передав свои знания преемнику. Именно так и произошло с убитым шаманом, наложившим заклятие. Оно оказалось таким сильным, говорил шведам колдун, что его нельзя снять, а можно только «запечатать».

Но, к сожалению, в 1923-м году строители теплотрассы не знали ни об истории Ландскроны, ни о тайне древнего заклятия.

Санкт-Петербург величественный город на Неве. Но не только эта река является водным украшением города, в их число также входят различные каналы. Одним из них является Обводный канал. История его создания, позволит нам вновь совершить путешествие в прошлое.

Расположение

Обводный канал начинает свой путь с места, где располагается знаменитая Александро-Невская Лавра. Завершением пути является река Екатерингофка. Общая протяженность канала составляет 8,08 километра, ширина варьируется от 21 до 42 метров. При всей данной характеристики, глубина канала достигает максимум 2 метра.

На южной стороне канала расположено большое множество исторических достопримечательностей. Поэтому канал со временем стал условной границей в исторической части Петербурга.

История

Строительство канала было начато в 1769 году по проекту Льва Львовича Карбонье, и завершилось в 1780 году.

Первоначально водоем именовался как «Городской канал», затем его переименовали в «Городовой канал» после этого ему было дано имя «Новый канал».

Когда на престол вступил Александр Первый начался самый главный этап в строительстве канала. Государь приказал построить такой водоем, который бы смог выполнить функции транспортной магистрали, а также соединить Неву с взморьем. Новый канал соответствовал всем требованиям Александра Первого. Он своими водами с южной стороны «обводил город», а также служил в качестве границы.

Основное предназначение канала послужило основой для нового имени, и так на страницы истории вошел Обводной мост.

В 1805 году по проекту Ивана Кондратьевича Герарда было начато расширение существующего русла, а также прокладка участка канала с восточной стороны. Торжественное открытие моста для судоходства состоялось в 1833 году в октябре месяце.

Достопримечательности

Гуляя по набережной со стороны Александро-Невской Лавры можно увидеть множество архитектурных комплексов. В их число входят Хлебные амбары 19 века, здание бывшей Духовной Академии, на сегодняшний день в нем разместился Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Прогуливаясь дальше можно увидеть дом под номером 17 здесь располагается Духовная Академия и Семинария.

В доме под номером 19 расположена типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Здесь в изготовлении печатной продукции использовались высочайшего качества бумаги и чернила. Поэтому именно этой типографии было дано право поставлять печатную продукцию во Двор его Императорского величества.

На правом берегу вдоль набережной расположена Крестовоздвиженская церковь 18 века. Еще одной яркой достопримечательностью является церковь Воскресения Христа.

Мосты

Первая переправа перекинутая через Обводный канал была построена в середине 19 века. Пролетное строение было полностью сделано по проекту американского инженера Уильяма Гау. Поэтому, было принято решение именовать новую переправу «Американский мост». Мост прослужил Петербургу до 1880 года.

На месте старого моста было решено построить новый трехпролетный автогужевой мост. К 1914 году замысел был осуществлен. Время шло, на переправу оказывалось большое давление, и в 1932 году был проведен капитальный ремонт моста. В 1940 году в Петербурге появился Атаманский мост. Рядом с мостом располагалось множество зданий бывших казарм лейб-гвардии Атаманского полка. Этот факт, сыграл ключевую роль в новом имени переправы.

С 1972 по 1975 года шло строительство нового железобетонного, однопролетного Атаманского моста. После завершения строительный работ, общая длина моста составила 39,5 метров, а ширина 37,7 метра.

Балтийский пешеходный мост был выстроен в 1957 году. Свое историческое название он получил благодаря расположенному недалеко Балтийскому вокзалу. Длина переправы составляет 33 метра, а ширина 4,5 метров.

Борисов мост соединяет две промышленный зоны Петербурга. Когда-то в этой части набережной располагались два дома купца Борисова. Поэтому было решено назвать переправу его именем. В 1928 году мост состоял из пяти пролетов, и имел балочную конструкцию.

В 1989 году мост был полностью реконструирован и стал металлическим. После завершения строительства длина моста составила 33,1 метр, а ширина 3,5 метров.

Боровой мост был построен в 1881 году. Первоначально переправа именовалась Андреевским мостом. Затем в 1961 году мост был полностью перестроен, и получил имя Боровой мост, из-за расположенной недалеко одноименной улицы. Длина переправы составляет 38 метров, ширина 18,5 метров.

Строительство Варшавского моста было начато в 1869 и завершилось в 1870 годах. Переправа была металлическая на каменных опорах. Название мост получил благодаря расположенному недалеко Варшавскому вокзалу. В 1908 по 1910 года мост подвергся реконструкции. После ее завершения ширина моста была увеличена с 22,1 до 30,6 метров. В начале 20 века по переправе были проложены трамвайные пути, но они были убраны в 2007 году во время очередной реконструкции моста.

В створе Серпуховской улицы первая переправа появилась в 1830 году. Она была построена «Обществом освещения газом», поэтому именовалась как «Газовый мост». Первоначально мост был построен в виде простой деревянной конструкции. В 1920 году переправу реконструировали, и теперь она представляла собой трехпролетную переправу с металлическими балками. В 1933 году была проложена теплотрасса 1-й ГЭС. Статус пешеходного моста был получен в 1946 году. В 1984 году мост был полностью разобран, а на его месте построили новую однопролетную переправу.

Ипподромный мост был построен в 1944 году в створе Подъездного переулка. Название он получил благодаря расположенному недалеко Ипподрому. В 1968 году переправа стала металлической. Общая длина моста составляет 26,8 метров, ширина 3 метра.

Лейхтенбергский мост появился в 1914 году. Рядом с переправой располагались заводы герцога Лейхтенбергского, поэтому было решено назвать мост его именем. В 1925 году переправа обветшала и была полностью разобрана. В 1957 году началось строительство новой переправы, через год был создан металлический мост, его именовали в честь событий 1917 года. Так в жизнь города вошел «Краснооктябрьский мост». Длина переправы составляет 32,44 метра, а ширина 18,8 метров.

Митрофаньевский мост был построен в 2007 году. Свое название переправа получила в 2008 году, в честь расположенному одноименному шоссе.

Можайский мост был создан в 1984 году. Общая длина моста составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

В створе Старо-Петергофского проспекта первая переправа появилась в 1836 году. В 1866 году мост подвергся капитальному ремонту, а 1876 году был полностью перестроен. В 1930 году на месте моста была построена новая переправа. Название было дано «Ново-Калинкин мост». Общая длина составила 34 метра, ширина 22,85 метров.

Строительство Ново-Каменного моста было начато в 1967 году и завершилось в 1970. Длина составляет 38,2 метра, ширина 44,8 метров.

Ново-Петергофский мост был построен в 1932 году. Длина моста составляет 32,5 метров, ширина 23,26 метров.

Ново-Московский мост был сооружен в 1816 году. Именно этот мост, был первой постоянной переправой, перекинувшийся через Обводный канал. В 1908 году из-за большой транспортной нагрузки, мост пришлось реконструировать. С 1941 по 1947 года шли строительные работы по увеличению ширины моста. Еще одна реконструкция была произведена с 1965 по1967 годы. Длина моста составляет 29,7 метров, ширина 47 метров.

Предтеченский мост был построен в 1887 году. В 1914 году переправа была перестроена в трехпролетный мост. Реконструкция моста была произведена в 1963 году. Длина переправы составляет 47,7 метров, ширина 27 метров.

В 1905 году был построен Рузовский мост . Во время Ленинградской блокады, переправа была полностью разобрана на дрова. В 1961 году мост был полностью восстановлен. Реконструкция моста была произведена в 1985 году. Властями города было решено оставить мост деревянным, таким образом, он является единственной деревянной переправой перекинувшийся через Обводный канал. Длина составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

Таракановский мост был построен в 1975 году. Длина составляет 33,5 метров, ширина 3,5 метра.

Заводской мост был построен в 1820 году. Так получилось, что переправа была неоднократно переименована. Так, например с 1849 по 1862 года мост именовался «Ново-Архангельским», затем до 1885 года носил имя «Архангельский мост», далее на страницах истории он именуется как «Архангелогородский мост» с таким названием он проходил до 1920 года. На сегодняшний день жители города знают его как «Шлиссельбургский мост». Длина переправы составляет 34,8 метров, ширина 24 метра.

Легенды

Петербург богат различными мифами и легендами. Одним из самых страшных легенд богат Обводный канал. В 1923 году во время строительство канала, были обнаружены могильные плиты с надписями. Когда их раскопали, то под ними обнаружили останки древних захоронений 11/12 веков. Найденные плиты были использованы при строительстве Лиговского проспекта, останки тел, были просто увезены на свалку. Археологи предупреждали, что это идея плохая, но их мнение не было услышано. В этот же год 89 человек покончили самоубийством в этом канале. В течении последующих 9 лет, ничего не происходило. Но уже в 1933 году 107 человек решили покончить с жизнью в водах Обводного канала. Те, кому удалось спастись утверждали, что их звал к себе какой-то голос из воды. Кто-то рассказывал, что неведомая сила толкнула их в воду.

В карельских преданиях цифра «3» несет в себе мистическое начало и является одним из главных колдовских символов. Статистика по другим годам неизвестна, но у местных жителей канал по-прежнему является одним из мистических мест в Петербурге.

Эпилог

С момента создания канала, прошел не один рубеж времени, и утекло немало воды, но он все же остался прежним рабочим сердцем Петербурга. Без Обводного канала история Великого города имела бы не одну пустошь на страницах своей истории.

Обводный канал

Обводный канал

От р. Нева в районе Александро-Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке). Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую ж. д. Московского и Витебского направлений. В О. к. впадают pp. Монастырка (справа) и Волковка (слева). В 1769-80 по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом прорыт от р. Екатерингофка до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). В 1805 инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка О. к., углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-33 под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. О. к. стал южной границей города. В навигацию 1835 открылось судоходство по всей трассе (прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов). Во второй половине ХIХ в. О. к. фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. На О. к. имеются 17 городских и 2 железнодорожных моста. В застройке набережных О. к. доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817-19, архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169-173, 1819-21, архитектор В. П. Стасов). В 1840 х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23-39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти). Во второй половине XIX - начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО «Красный треугольник»), Воскресенская церковь (дом 116, 1904-08, архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912, архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890-91 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина. В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 на собрании рабочего кружка выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В мае 1896 рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной О. к. у дома 163 в 1904 был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В. К. Плеве. В 1930 х гг. начались расчистка и углубление О. к. (архитектор К. М. Дмитриев, инженер И. Б. Тарасенко), сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 60 х гг. было в основном завершено строительство набережных, реконструирован ряд мостов. На набережных О. к. находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1 я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат «Советская звезда» (дом 158), коксогазовый завод (дома 72-74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика «Интурист» (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты «Ленгипрогаз» (дом 94/1), «Ленаэропроект» (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10 летия Октября (дом 62).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

Обводный канал

Обводный канал проложен между Невой и Екатерингофкой.

В документах Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы от 13 мая 1766 года «О устроении предместий в Санктпетербурге» планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот канал сразу же получил название Городской канал. Были еще наименования Городовой канал, канал, ограничивающий город, а также Новый канал. 23 декабря 1804 года последовало новое высочайшее повеление «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Описание предназначения канала впоследствии превратилось в название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров – это единственный «ров» за все время существования Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Через Обводный канал переброшены 26 мостов, в том числе шесть железнодорожных. Названия не имеет только один, построенный в 2007 году в створе Митрофаньевского шоссе.

Шлиссельбургский мост находится на проспекте Обуховской Обороны. Первоначально, с 1828 года, он был Заводским мостом, поскольку поблизости, на левом берегу канала, располагался Императорский стеклянный завод (см. Стеклянная улица ). С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост, по Шлиссельбургскому тракту, как именовался нынешний проспект Обуховской Обороны. В 1849 году появилось третье название – Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 год. Происходило же оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. В 1930-е годы стихийно возвратилось название Шлиссельбургский мост.

Атаманский мост соединяет Глухоозерское шоссе и Кременчугскую улицу. Наименование известно с 1939 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. Любопытно, что сама Атаманская в это время называлась улицей Красного Электрика.

1-й Американский мост расположен по главному ходу Московской линии Октябрьской железной дороги. На плане 1857 года мост показан как Николаевский, по тогдашнему наименованию железной дороги. Однако с 1860 года за мостом закрепилось название Американский, в котором отразилась история его строительства. Мост был построен по новейшей по тем временам системе американского изобретателя Уильяма Гау, усовершенствованной выдающимся русским инженером Дмитрием Журавским. (Впоследствии он прославился проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора.) На строительстве дороги Журавский работал помощником другого выдающегося специалиста – американца Джорджа Уистлера (1800–1849), который и руководил строительством моста (как и всех мостов на дороге).

2-й Американский мост был построен в 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург Главный. Он вплотную примыкает к 1-му Американскому мосту, по которому и получил свое название. В 1911–1916 годах через Обводный канал в этом месте были перекинуты еще три железнодорожных моста, получивших литерное обозначение (Б, Е и А). Среди горожан весь комплекс мостов через Обводный канал по Московской железнодорожной линии известен под общим названием Американские мосты.

Предтеченский мост находится в створе Тамбовской улицы и улицы Черняховского. Название дано в 1909 году и происходит от предыдущего имени улицы Черняховского, которое, в свою очередь, велось от придела Иоанна Предтечи в стоящей рядом Крестовоздвиженской церкви.

Ново-Каменный мост расположен на Лиговском проспекте. Он построен в 1828 году и название получил по использованному при строительстве материалу. Ново-Каменным он стал потому, что уже существовал Каменный мост – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Гороховой улицы. Параллельно были варианты: Каменно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской и Ямской водопроводный. Два последних имени происходили от названия Ямской слободы, располагавшейся по обе стороны моста. Водопроводный – потому что под мостом были проложены трубы, по которым над Обводным каналом пропускали воды Лиговского канала, протекавшего на месте современного Лиговского проспекта. С 1836 по 1875 год употреблялось и название Лиговский мост.

Боровой мост находится на одноименной улице. С 1868 года он назывался Новым, а 24 июня 1881 года стал Андреевским. В сообщении газеты «Промышленные новости» о присвоении этому мосту имени говорилось, что «это название, по имеющимся сведениям, было присвоено мосту вследствие близкого участия, которое принимал в постройке моста управляющий товариществом Ново-Бумагопрядильни Андрей Андреевич Говард». Но, по-видимому, название не привилось, поскольку с 1891 года в обиход вошло современное наименование – Боровой мост.

Ипподромный мост у Подъездного переулка своим названием напоминает об ипподроме, существовавшем в начале ХХ века на месте Семеновского плаца (см. Пионерская площадь ). Построен он был в 1944 году, вскоре после полного снятия блокады Ленинграда. 13 января 1944-го на карту города вернулись несколько исторических наименований. Этим, по-видимому, можно объяснить и историческую привязку названия нового моста через Обводный канал.

Царскосельский железнодорожный мост расположен на Витебской линии Октябрьской железной дороги. Название его известно с 1857 года и дано по тогдашнему наименованию дороги – Царскосельская.

Рузовский и Можайский мосты наименованы 12 февраля 1905 года по улицам, в створе которых находятся, – соответственно Рузовской и Можайской.

Название Газового моста между Серпуховской и Бронницкой улицами известно с 1868 года. Оно связано с расположенным возле моста Главным газовым заводом (набережная Обводного канала, 74). Строения завода возводились с 1858 по 1884 год по проекту Роберта Бернгарда и Отто фон Гиппиуса, это один из самых интересных памятников промышленной архитектуры. Сам мост неоднократно менял местоположение: на разных картах от показан в створе то Верейской улицы, то в Бронницкой, то между ними.

Масляный мост построен в 1984 году у Масляного переулка.

Ново-Московский мост расположен на Московском проспекте. Название известно с 1835 года в форме «Московский мост». Оно связано с тем, что мост находился на въезде в Петербург со стороны Москвы; в то время от него начиналось Московское шоссе. Употреблялись варианты Старомосковский и Старый Московский мост, поскольку Новомосковским именовался мост через засыпанный позже Лиговский канал у Московских ворот. Но с 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный.

Название Варшавского моста в створе Измайловского проспекта дано по Варшавскому вокзалу, который до 2001 года находился напротив моста, в доме № 118 по набережной. Сейчас здесь располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» (см. Варшавская площадь ).

Имя Балтийского моста дано в 1957 году по Балтийскому вокзалу, напротив которого он построен (см. площадь Балтийского Вокзала ).

Ново-Петергофский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта. Первоначально, в 1860 году, он был назван Штиглицким по имени придворного банкира, владельца многих фабрик и известного благотворителя Александра Людвиговича Штиглица. На деньги Штиглица строились Балтийская железнодорожная линия в сторону Петергофа и здание Балтийского вокзала. Мост, который был необходим для проезда с Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к вокзалу, также возводился на средства Штиглица, оттого ему и было присвоено это имя. Тем не менее в 1870-е годы у моста появляется название Ново-Петергофский – по проспекту, в створе которого он был построен. Это название в конечном счете и вытеснило предыдущее и настолько прочно закрепилось за мостом, что даже указ от 24 сентября 1917 года о переименовании его в Лермонтовский – по Лермонтовскому проспекту – остался невыполненным. Вплоть до 1963 года время от времени в документах встречалось имя Лермонтовский мост, однако название Ново-Петергофский горожанам почему-то нравилось больше, и до нынешнего времени мост именуется исключительно Ново-Петергофским.

Краснооктябрьский мост находится в створе улицы Розенштейна. Первоначальное его название – Лейхтенбергский. Так он именовался с 1914 года по прежнему названию улицы Розенштейна, которая, в свою очередь, была названа по гальванопластическому заведению герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В 1925 году мост был разобран, и более четверти века в этом месте не было никакой переправы. После постройки в 1958 году нового моста ему присвоили название Краснооктябрьский в связи с отмечавшимся в 1957 году 50-летием Октябрьской революции.

Таракановский мост в створе улицы Циолковского именуется так с 1930-х годов по старому названию улицы. До 1952 года она была Таракановской.

Борисов мост расположен между улицей Циолковского и Старо-Петергофским проспектом. Его название возникло в начале ХХ века по фамилии владельца дома № 161 (теперь № 203) по набережной – купца Борисова.

Ново-Калинкин мост находится на Старо-Петергофском проспекте. Первоначально, с 1828 года, он именовался Нарвским мостом, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам: Большому Калинкину (ныне Старо-Калинкин) через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Современное наименование появилось в 1857 году.

Мост Степана Разина соединяет Лифляндскую улицу и улицу Степана Разина. Первоначальное его название – Эстляндский – по прежнему названию улицы Степана Разина известно с 1914 года. 6 октября 1923 года одновременно с улицей он был переименован в мост Стеньки Разина в честь предводителя Крестьянской войны в России в 1670–1671 годах С. Т. Разина. Стенька – форма имени Степан, традиционно принятая у казаков. Изменение имени предводителя Крестьянской войны произошло 22 февраля 1939 года – одновременно в названии улицы и моста. В источнике указано, что таким образом удовлетворено «ходатайство трудящихся Ленинграда об изменении уменьшительного имени Стенька на имя Степан».

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. - С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ . Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009 .

ОБВОДНЫЙ канал

Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Литовского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть Обводного канала. Сооружение Обводного канала относится к 1803-1835 годам. Работы велись под руководством военных инженеров - сперва И. К. Герар-да, потом П. П. Базена. канал предназначался для отвода невской воды в случае наводнения, а также для транспортировки грузов к промышленным предприятиям, расположенным вдоль канала. Соединяя Неву и реку Екатерингофку, канал имеет длину более 8 километров. Через Обводный канал перекинуто 18 мостов, не считая железнодорожных путепроводов. Название Обводный напоминает о том, что канал прорыт там, где проходила тогда граница города. Своей водной полосой канал огибал, обводил город с юга.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Обводный канал" в других словарях:

    Обводный канал - Обводный канал. Обводный канал. Санкт Петербург. Обводный канал, от р. Нева в районе Александро Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ОБВОДНЫЙ канал - Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Лиговского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть … Почему так названы?

    Обводный канал объекты инфраструктуры в различных регионах: Архангельск Проспект Обводный канал проспект в Архангельске. Кронштадт Обводный канал канал вокруг Кронштадтского адмиралтейства; Москва Водоотводный канал канал вдоль… … Википедия

    Обводный канал - Обв одный кан ал (в Петербурге) … Русский орфографический словарь